Пушкин, Мадонна: какие непонятные устаревшие слова в стихотворении?
Ответы
Флорентина Алёхина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина ‘К Мадонне’ действительно можно встретить лексику, которая может показаться незнакомой современному читателю. Однако говорить об их «устаревании» в полном смысле этого слова не совсем корректно – скорее речь идет о сдвиге семантики и стилистической окраске.
Рассмотрим некоторые примеры:
‘Око’ — В современном языке чаще используется слово ‘глаз’. ‘Око’ в поэзии Пушкина сохраняет оттенок возвышенности, подчеркивает красоту и выразительность образа.
‘Черты’ – Изначально обозначало линии лица, очертания. Сейчас употребляется реже в описательном смысле, чаще в значении характеристик или признаков. В контексте стихотворения акцентирует внимание на деталях внешности возлюбленной.
‘Недвижный мрамор’ – Сравнение с мрамором использовалось для обозначения красоты и совершенства, часто применительно к изображениям божественных или идеальных фигур. В то время это было распространенным тропом в искусстве и литературе.
‘Уныние’ — Означает состояние печали, утомления духа. В поэзии Пушкина слово имеет более глубокий и трагический оттенок, чем современное ‘грусть’.
‘Смирение’ – В контексте стихотворения подразумевает не только покорность судьбе, но и внутреннее достоинство, благородство. Это понятие имело другое наполнение в начале XIX века.
Важно понимать, что Пушкин сознательно выбирал определенную лексику для создания нужного настроения и передачи определенных смыслов. Его язык – это отражение эпохи, но при этом он сохраняет свою выразительность и красоту.
Не стоит воспринимать эти слова как просто ‘устаревшие’. Они являются частью художественного мира поэта и помогают нам лучше понять его замысел.
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина ‘К Мадонне’ действительно можно встретить лексику, которая может показаться незнакомой современному читателю. Однако говорить об их «устаревании» в полном смысле этого слова не совсем корректно – скорее речь идет о сдвиге семантики и стилистической окраске.
Рассмотрим некоторые примеры:
Важно понимать, что Пушкин сознательно выбирал определенную лексику для создания нужного настроения и передачи определенных смыслов. Его язык – это отражение эпохи, но при этом он сохраняет свою выразительность и красоту.
Не стоит воспринимать эти слова как просто ‘устаревшие’. Они являются частью художественного мира поэта и помогают нам лучше понять его замысел.