Почему у повести Гоголя ‘Шинель’ фантастический финал?

Сервис вопросов и ответов

Ответы

  1. Асель Симонова

    Фантастический финал ‘Шинели’ Гоголя – это не случайность, а закономерное следствие художественной стратегии автора и его стремления выйти за рамки реалистического изображения действительности. В первую очередь, необходимо учитывать контекст эпохи: романтизм и предшествовавшие ему литературные течения уже демонстрировали интерес к мистическому и сверхъестественному как способу выражения глубоких психологических переживаний и протеста против ограниченности рационального мира.

    В ‘Шинели’ Гоголь изображает Петербургскую чиновничью жизнь с поразительной точностью, выявляя ее абсурдность и бесчеловечность. Однако, простое изображение этих негативных аспектов не могло бы передать всю глубину отчаяния Акакия Акакиевича Башмачкина. Фантастический финал – это метафорическое выражение его протеста против несправедливости, против равнодушия и бюрократической машины, лишившей его человеческого достоинства.

    Появление призрака Башмачкина, мстящего за свою обиду, не следует понимать буквально. Это символ того, что даже самый незначительный человек, униженный и оскорбленный, может обрести силу и стать угрозой для существующего порядка. Призрак – это персонификация коллективного протеста против социальной несправедливости, воплощение ‘маленького человека’, доведенного до отчаяния.

    Кроме того, фантастика в ‘Шинели’ позволяет Гоголю выйти за пределы конкретного случая Башмачкина и говорить о более общих проблемах: о бессмысленности существования, о потере индивидуальности в бездушном обществе, о невозможности обретения счастья в условиях господства чиновничьего произвола. Фантастический финал – это своеобразное ‘предостережение’, призыв к переосмыслению ценностей и отношений между человеком и обществом.

    Важно отметить, что Гоголь не стремится создать полноценную мистическую историю. Фантастика в ‘Шинели’ служит скорее художественным приемом для усиления эмоционального воздействия на читателя и для выражения авторской позиции.

    Ответить
Добавить комментарий