Сервис вопросов и ответов

Ответы

  1. Аделаида Горячева

    Эпиграф из ‘Фауста’ Гёте (‘Что ж, если ты не можешь сделать ничего лучше, сделай, что можешь’) для романа Михаила Булгакова ‘Мастер и Маргарита’ – это не случайный выбор. Он отражает ключевую проблематику произведения и служит своеобразным ключом к пониманию его философской глубины.

    Булгаков, безусловно, был знаком с фаустовским сюжетом и идеями Гёте. В ‘Фаусте’ мы видим стремление героя к познанию, к выходу за пределы обыденного, но одновременно сталкиваемся с трагическими последствиями этого стремления. Фауст, стремясь к абсолюту, в итоге оказывается связанным с Мефистофелем и теряет часть своей души.

    В ‘Мастере и Маргарите’ мы видим аналогичную ситуацию: Мастер, художник, стремящийся создать великое произведение искусства, сталкивается с непониманием, травлей и, в конечном итоге, вынужден отказаться от своего творения. Его выбор – молчание, подчинение системе, но не полное отрицание творчества. Маргарита, ради любви к Мастеру, заключает сделку с Воландом, подвергаясь искушениям и рискуя своей душой.

    Эпиграф из ‘Фауста’ подчеркивает эту двойственность: необходимость действовать, несмотря на обстоятельства, даже если это действие не является идеальным или приводит к негативным последствиям. Он говорит о том, что в условиях несправедливости и давления важно сохранить способность творить, любить и бороться за свои убеждения, пусть даже ценой компромиссов.

    Кроме того, эпиграф намекает на тему ответственности художника перед собой и обществом. Фауст и Мастер оба сталкиваются с вопросом о том, что они должны делать со своей свободой и своим талантом: использовать их для достижения личных целей или служить высшим идеалам? И какой ценой?

    Таким образом, эпиграф из ‘Фауста’ не просто украшает роман, но является его неотъемлемой частью, раскрывая основные темы и мотивы произведения.

    Ответить
Добавить ответ