Почему дети в школах боятся ходить к психологу: привычка или нет?
Ответы
Лета Рыжикова
Вопрос о том, почему дети испытывают опасения при мысли о посещении школьного психолога, сложен и многогранен. Однозначно сказать, что это привычка или нет, было бы упрощением. Скорее всего, речь идет о совокупности факторов.
Часто страх связан с недостаточным пониманием роли психолога. Дети могут представлять его как кого-то, кто выявляет ‘плохие’ поступки и докладывает об этом родителям или учителям. Это представление формируется из слухов, разговоров со сверстниками или даже из собственных интерпретаций ситуации.
Другой важный аспект – стигматизация психологической помощи. В обществе все еще существует стереотип о том, что обращение к психологу говорит о каких-то проблемах или слабости. Дети очень чувствительны к мнению окружающих и боятся быть ‘отмеченными’ как ненормальные или нуждающиеся в особом внимании.
Негативный опыт предыдущих визитов, например, если разговор с психологом оказался непродуктивным или ребенок чувствовал себя непонятым, может укрепить опасения и сформировать устойчивое избегание контактов.
Иногда страх связан с самим процессом – неизвестностью. Дети не знают, чего ожидать на приеме, как вести себя, что говорить. Неопределенность вызывает тревогу.
Важно помнить, что работа психолога направлена на поддержку и помощь в решении проблем, а не на выявление виновных или наказание. Необходимо разъяснять детям роль психолога, создавать доверительную атмосферу и подчеркивать конфиденциальность консультаций. Информирование о возможностях психологической помощи, проведение профилактических мероприятий и создание позитивного имиджа психолога в школе – все это поможет снизить уровень страха и повысить готовность обращаться за помощью.
Вопрос о том, почему дети испытывают опасения при мысли о посещении школьного психолога, сложен и многогранен. Однозначно сказать, что это привычка или нет, было бы упрощением. Скорее всего, речь идет о совокупности факторов.
Часто страх связан с недостаточным пониманием роли психолога. Дети могут представлять его как кого-то, кто выявляет ‘плохие’ поступки и докладывает об этом родителям или учителям. Это представление формируется из слухов, разговоров со сверстниками или даже из собственных интерпретаций ситуации.
Другой важный аспект – стигматизация психологической помощи. В обществе все еще существует стереотип о том, что обращение к психологу говорит о каких-то проблемах или слабости. Дети очень чувствительны к мнению окружающих и боятся быть ‘отмеченными’ как ненормальные или нуждающиеся в особом внимании.
Негативный опыт предыдущих визитов, например, если разговор с психологом оказался непродуктивным или ребенок чувствовал себя непонятым, может укрепить опасения и сформировать устойчивое избегание контактов.
Иногда страх связан с самим процессом – неизвестностью. Дети не знают, чего ожидать на приеме, как вести себя, что говорить. Неопределенность вызывает тревогу.
Важно помнить, что работа психолога направлена на поддержку и помощь в решении проблем, а не на выявление виновных или наказание. Необходимо разъяснять детям роль психолога, создавать доверительную атмосферу и подчеркивать конфиденциальность консультаций. Информирование о возможностях психологической помощи, проведение профилактических мероприятий и создание позитивного имиджа психолога в школе – все это поможет снизить уровень страха и повысить готовность обращаться за помощью.