Главная»Понимание»Почему человек не помнит первые годы своей жизни?
Почему человек не помнит первые годы своей жизни?
Ответы
Маня Пирогова
Феномен ‘детской амнезии’ или неспособность взрослых вспоминать события, произошедшие в первые годы жизни (обычно до 3-4 лет), является сложным и многофакторным явлением. Существует несколько взаимосвязанных объяснений этого явления.
Во-первых, нейроны мозга, отвечающие за формирование долговременной памяти, еще не полностью развиты в младенчестве. Синаптические связи между ними формируются постепенно, и память, сформированная до определенного уровня развития мозга, может быть недостаточно стабильной для сохранения на длительный срок.
Во-вторых, язык играет ключевую роль в организации и кодировании воспоминаний. В первые годы жизни ребенок активно осваивает речь, и отсутствие развитой вербальной системы затрудняет формирование четких и структурированных воспоминаний. Воспоминания, основанные на визуальных или сенсорных впечатлениях, могут быть, но их сложно ‘зафиксировать’ в памяти так же, как это происходит с вербальными описаниями.
В-третьих, существует гипотеза о том, что воспоминания формируются в контексте уже существующей когнитивной схемы. У младенцев и маленьких детей эти схемы еще не сформированы, поэтому их опыт воспринимается как хаотичный набор ощущений, а не как последовательные события с причинно-следственными связями.
Наконец, влияние на формирование памяти оказывают и социальные факторы: взаимодействие с родителями и другими взрослыми помогает ребенку структурировать свой опыт и формировать воспоминания. Ограниченность этого взаимодействия в первые годы жизни также может способствовать ‘детской амнезии’.
Важно отметить, что это не означает полное отсутствие памяти о раннем детстве. Воспоминания могут проявляться в виде эмоциональных реакций, узнавания знакомых лиц и мест, а также в форме ‘флешбэков’ – фрагментарных образов или ощущений.
Феномен ‘детской амнезии’ или неспособность взрослых вспоминать события, произошедшие в первые годы жизни (обычно до 3-4 лет), является сложным и многофакторным явлением. Существует несколько взаимосвязанных объяснений этого явления.
Во-первых, нейроны мозга, отвечающие за формирование долговременной памяти, еще не полностью развиты в младенчестве. Синаптические связи между ними формируются постепенно, и память, сформированная до определенного уровня развития мозга, может быть недостаточно стабильной для сохранения на длительный срок.
Во-вторых, язык играет ключевую роль в организации и кодировании воспоминаний. В первые годы жизни ребенок активно осваивает речь, и отсутствие развитой вербальной системы затрудняет формирование четких и структурированных воспоминаний. Воспоминания, основанные на визуальных или сенсорных впечатлениях, могут быть, но их сложно ‘зафиксировать’ в памяти так же, как это происходит с вербальными описаниями.
В-третьих, существует гипотеза о том, что воспоминания формируются в контексте уже существующей когнитивной схемы. У младенцев и маленьких детей эти схемы еще не сформированы, поэтому их опыт воспринимается как хаотичный набор ощущений, а не как последовательные события с причинно-следственными связями.
Наконец, влияние на формирование памяти оказывают и социальные факторы: взаимодействие с родителями и другими взрослыми помогает ребенку структурировать свой опыт и формировать воспоминания. Ограниченность этого взаимодействия в первые годы жизни также может способствовать ‘детской амнезии’.
Важно отметить, что это не означает полное отсутствие памяти о раннем детстве. Воспоминания могут проявляться в виде эмоциональных реакций, узнавания знакомых лиц и мест, а также в форме ‘флешбэков’ – фрагментарных образов или ощущений.