Секст Эмпирик (ок. 125 – ок. 180 н.э.) — римский философ-скептик, представитель позднего пирронизма. Он является одним из ключевых фигур в истории скептицизма и наиболее значимым представителем этой школы дошедшим до нас благодаря сохранившимся фрагментам его работ.
Эмпирик прославился прежде всего своими ‘Скиптскими положениями’ (Pyrrhoniae Sententiae), представляющими собой сборник афоризмов и тезисов, выражающих принципы скептической философии. Эти положения демонстрируют радикальный отказ от утверждений о познании истины, подчеркивая субъективность восприятия и невозможность достижения объективного знания.
В отличие от более ранних скептиков, таких как Пиррон, Эмпирик не стремился к достижению атараксии (безмятежности) через воздержание от суждений. Его подход был более активным: он считал, что атараксия достигается путем осознания равновесия между противоречивыми мнениями и сознательного воздержания от принятия какой-либо из них в качестве окончательной истины.
Важным аспектом философии Эмпирика является его акцент на эмпирическом опыте. Он признавал важность чувственного восприятия, но утверждал, что оно ненадежно и подвержено ошибкам. Поэтому он призывал к критическому анализу опыта и воздержанию от поспешных выводов.
Сохранившиеся фрагменты работ Секста Эмпирика являются ценным источником для понимания развития скептицизма в римскую эпоху и оказали влияние на последующую философскую мысль, включая работы эпохи Возрождения и Нового времени.
Секст Эмпирик (ок. 125 – ок. 180 н.э.) — римский философ-скептик, представитель позднего пирронизма. Он является одним из ключевых фигур в истории скептицизма и наиболее значимым представителем этой школы дошедшим до нас благодаря сохранившимся фрагментам его работ.
Эмпирик прославился прежде всего своими ‘Скиптскими положениями’ (Pyrrhoniae Sententiae), представляющими собой сборник афоризмов и тезисов, выражающих принципы скептической философии. Эти положения демонстрируют радикальный отказ от утверждений о познании истины, подчеркивая субъективность восприятия и невозможность достижения объективного знания.
В отличие от более ранних скептиков, таких как Пиррон, Эмпирик не стремился к достижению атараксии (безмятежности) через воздержание от суждений. Его подход был более активным: он считал, что атараксия достигается путем осознания равновесия между противоречивыми мнениями и сознательного воздержания от принятия какой-либо из них в качестве окончательной истины.
Важным аспектом философии Эмпирика является его акцент на эмпирическом опыте. Он признавал важность чувственного восприятия, но утверждал, что оно ненадежно и подвержено ошибкам. Поэтому он призывал к критическому анализу опыта и воздержанию от поспешных выводов.
Сохранившиеся фрагменты работ Секста Эмпирика являются ценным источником для понимания развития скептицизма в римскую эпоху и оказали влияние на последующую философскую мысль, включая работы эпохи Возрождения и Нового времени.