Термин ‘хлысты’ относится к религиозно-социальному движению, возникшему в России в XVIII веке и получившему широкое распространение преимущественно в Поволжье и Сибири. Название происходит от специфического способа совершения покаяния и проявления экстаза во время богослужений – хлестания себя веревкой или розгами.
Хлысты представляли собой сложную и неоднородную совокупность религиозных групп, объединенных общим верованием в необходимость искупления грехов через самоистязание и проповедь ‘истинного’ христианства. Они отвергали многие догматы официальной Православной церкви, считая ее оторванной от первоначальных устоев.
В основе хлыстов лежали идеи мистицизма, эсхатологии и особого понимания сексуальности, рассматриваемой ими как способ достижения духовного совершенства. Их верования часто включали представления о двойственности души и тела, о необходимости очищения через страдание и о грядущем конце света.
Движение подвергалось жестоким преследованиям со стороны властей и Православной церкви, что привело к его подпольному существованию и распространению в отдаленных районах. В XIX – начале XX веков хлысты продолжали существовать, хотя их численность и влияние значительно уменьшились.
Важно отметить, что изучение хлыстов представляет собой сложную задачу из-за фрагментарности сохранившихся источников и специфичности их верований. Существуют различные интерпретации деятельности и мотивов этого движения, и многие вопросы до сих пор остаются предметом научных дискуссий.
Термин ‘хлысты’ относится к религиозно-социальному движению, возникшему в России в XVIII веке и получившему широкое распространение преимущественно в Поволжье и Сибири. Название происходит от специфического способа совершения покаяния и проявления экстаза во время богослужений – хлестания себя веревкой или розгами.
Хлысты представляли собой сложную и неоднородную совокупность религиозных групп, объединенных общим верованием в необходимость искупления грехов через самоистязание и проповедь ‘истинного’ христианства. Они отвергали многие догматы официальной Православной церкви, считая ее оторванной от первоначальных устоев.
В основе хлыстов лежали идеи мистицизма, эсхатологии и особого понимания сексуальности, рассматриваемой ими как способ достижения духовного совершенства. Их верования часто включали представления о двойственности души и тела, о необходимости очищения через страдание и о грядущем конце света.
Движение подвергалось жестоким преследованиям со стороны властей и Православной церкви, что привело к его подпольному существованию и распространению в отдаленных районах. В XIX – начале XX веков хлысты продолжали существовать, хотя их численность и влияние значительно уменьшились.
Важно отметить, что изучение хлыстов представляет собой сложную задачу из-за фрагментарности сохранившихся источников и специфичности их верований. Существуют различные интерпретации деятельности и мотивов этого движения, и многие вопросы до сих пор остаются предметом научных дискуссий.