Концепция онлайн-торговли, лежащая в основе современных маркетплейсов, начала формироваться задолго до появления интернета в том виде, в котором мы его знаем сегодня.
Если говорить о предтечах, то каталоги товаров по почте, распространяемые крупными торговыми сетями в 19-м веке, можно считать одним из первых шагов. Они позволяли покупателям просматривать ассортимент и заказывать товары дистанционно.
В 80-е годы прошлого века появились первые электронные каталоги товаров, распространяемые через BBS (Bulletin Board Systems) – системы до появления всемирной паутины. Это были примитивные, но важные эксперименты в области онлайн-торговли.
Настоящий прорыв произошел с развитием интернета и появлением первых электронных торговых площадок в 90-е годы. Amazon, основанный в 1994 году, изначально был ориентирован на продажу книг, но быстро расширил ассортимент. eBay (ранее AuctionWeb), появившийся в 1995 году, предложил модель аукционного рынка, которая стала очень популярной.
В начале 2000-х годов начали появляться платформы, которые мы сегодня понимаем как современные маркетплейсы. Alibaba, основанная в 1999 году, вышла на международный рынок и стала одним из крупнейших игроков в сфере электронной коммерции.
В России первые крупные маркетплейсы появились ближе к середине 2000-х годов, такие как Wildberries (основан в 2004) и Ozon (основан в 1998, но получил широкое распространение позже). Их развитие было тесно связано с ростом проникновения интернета и увеличением доверия к онлайн-покупкам.
С тех пор рынок маркетплейсов постоянно эволюционирует, появляются новые модели и технологии, но основные принципы – предоставление широкого ассортимента товаров от разных продавцов на одной платформе – остаются неизменными.
Концепция онлайн-торговли, лежащая в основе современных маркетплейсов, начала формироваться задолго до появления интернета в том виде, в котором мы его знаем сегодня.
Если говорить о предтечах, то каталоги товаров по почте, распространяемые крупными торговыми сетями в 19-м веке, можно считать одним из первых шагов. Они позволяли покупателям просматривать ассортимент и заказывать товары дистанционно.
В 80-е годы прошлого века появились первые электронные каталоги товаров, распространяемые через BBS (Bulletin Board Systems) – системы до появления всемирной паутины. Это были примитивные, но важные эксперименты в области онлайн-торговли.
Настоящий прорыв произошел с развитием интернета и появлением первых электронных торговых площадок в 90-е годы. Amazon, основанный в 1994 году, изначально был ориентирован на продажу книг, но быстро расширил ассортимент. eBay (ранее AuctionWeb), появившийся в 1995 году, предложил модель аукционного рынка, которая стала очень популярной.
В начале 2000-х годов начали появляться платформы, которые мы сегодня понимаем как современные маркетплейсы. Alibaba, основанная в 1999 году, вышла на международный рынок и стала одним из крупнейших игроков в сфере электронной коммерции.
В России первые крупные маркетплейсы появились ближе к середине 2000-х годов, такие как Wildberries (основан в 2004) и Ozon (основан в 1998, но получил широкое распространение позже). Их развитие было тесно связано с ростом проникновения интернета и увеличением доверия к онлайн-покупкам.
С тех пор рынок маркетплейсов постоянно эволюционирует, появляются новые модели и технологии, но основные принципы – предоставление широкого ассортимента товаров от разных продавцов на одной платформе – остаются неизменными.