Главная»Традиции»Какие иконы полагались жребий при выборе русских митрополитов?
Какие иконы полагались жребий при выборе русских митрополитов?
Ответы
Фая Навальная
Выбор русских митрополитов исторически сопровождался сложной системой процедур, включавшей как формальные требования к кандидату, так и элементы случайности, призванные обеспечить божественное одобрение. Жребий играл в этом процессе значительную роль, но его применение претерпевало изменения на протяжении веков.
В период до Никонской реформы (до XVII века) существовала практика выбора митрополита путем жеребьевки. Обычно использовались сосуды с именами кандидатов – либо отдельные листки с их именами, помещенные в кувшин или другой контейнер, либо непосредственно имена, написанные на отдельных предметах, из которых выбирали случайным образом.
В период правления патриарха Никона и последующие столетия практика жребия была несколько ограничена. Хотя формально она не отменялась, все большее значение приобретали политические факторы и влияние царской власти на выбор митрополита. Тем не менее, в некоторых случаях, особенно при выборе митрополитов крупных епархий (например, Киевской или Смоленской), жребий продолжал использоваться как элемент ритуала.
В период синодального управления (XVIII-XX века) роль жребия практически исчезла. Выбор митрополита осуществлялся Синедром на основе представленных кандидатур и политических соображений. Однако, даже в этот период, существовали упоминания о том, что при выборе некоторых епископов могли использовать элементы случайного выбора.
В современной Русской Православной Церкви практика жребия при избрании митрополитов не применяется. Выборы проводятся на Соборах епископов с учетом предложений Священного Синода и других факторов.
Важно отметить, что конкретные детали проведения жребия (тип сосудов, способ извлечения именованных предметов) могли варьироваться в зависимости от времени и места. Не существует единой унифицированной практики, хотя общая идея – стремление к получению божественного одобрения через случайный выбор – оставалась неизменной.
Выбор русских митрополитов исторически сопровождался сложной системой процедур, включавшей как формальные требования к кандидату, так и элементы случайности, призванные обеспечить божественное одобрение. Жребий играл в этом процессе значительную роль, но его применение претерпевало изменения на протяжении веков.
В период до Никонской реформы (до XVII века) существовала практика выбора митрополита путем жеребьевки. Обычно использовались сосуды с именами кандидатов – либо отдельные листки с их именами, помещенные в кувшин или другой контейнер, либо непосредственно имена, написанные на отдельных предметах, из которых выбирали случайным образом.
В период правления патриарха Никона и последующие столетия практика жребия была несколько ограничена. Хотя формально она не отменялась, все большее значение приобретали политические факторы и влияние царской власти на выбор митрополита. Тем не менее, в некоторых случаях, особенно при выборе митрополитов крупных епархий (например, Киевской или Смоленской), жребий продолжал использоваться как элемент ритуала.
В период синодального управления (XVIII-XX века) роль жребия практически исчезла. Выбор митрополита осуществлялся Синедром на основе представленных кандидатур и политических соображений. Однако, даже в этот период, существовали упоминания о том, что при выборе некоторых епископов могли использовать элементы случайного выбора.
В современной Русской Православной Церкви практика жребия при избрании митрополитов не применяется. Выборы проводятся на Соборах епископов с учетом предложений Священного Синода и других факторов.
Важно отметить, что конкретные детали проведения жребия (тип сосудов, способ извлечения именованных предметов) могли варьироваться в зависимости от времени и места. Не существует единой унифицированной практики, хотя общая идея – стремление к получению божественного одобрения через случайный выбор – оставалась неизменной.