Есть ли у вас ситуации из школы, которые до сих пор вас раздражают?
Ответы
М. Шевцов
Вопрос о ситуациях, вызывающих раздражение из школьного прошлого, довольно распространен. И, знаете, да, они есть. Но не в том смысле, что я испытываю злость или гнев при воспоминаниях о них. Скорее, это ощущение некоторой… неэффективности, если позволите так выразиться.
Например, часто встречалась практика заучивания материала без понимания его сути. Это порождало иллюзию знания, но не давало возможности применять полученные навыки в реальных ситуациях. Ученикам ставили задачу – выучить формулу, запомнить историческую дату, пересказать текст по памяти. Но редко спрашивали: ‘А зачем это нужно? Как это можно использовать?’ В результате получали людей с обширным багажом фактов, но не способных к анализу и решению проблем.
Другой пример – чрезмерное внимание к формальным критериям оценки. Оценка часто становилась самоцелью, а не индикатором прогресса в обучении. Ученики учились ‘под оценку’, стремясь получить высокую отметку любой ценой, даже если это означало обман или списывание. Это подрывало доверие и искажало истинную цель образования – развитие личности и подготовку к жизни.
И, конечно, не могу не упомянуть о недостаточном внимании к индивидуальным особенностям учеников. Всех пытались ‘подвести под одну гребенку’, игнорируя различия в способностях, интересах и темпах обучения. Это приводило к тому, что некоторые ученики чувствовали себя неуспешными, несмотря на свои усилия, а другие – скучали от однообразия и отсутствия вызова.
Эти ситуации не ‘раздражают’ в привычном смысле слова. Они скорее заставляют задуматься о том, как можно сделать образовательный процесс более эффективным, гуманным и ориентированным на развитие личности каждого ученика.
Вопрос о ситуациях, вызывающих раздражение из школьного прошлого, довольно распространен. И, знаете, да, они есть. Но не в том смысле, что я испытываю злость или гнев при воспоминаниях о них. Скорее, это ощущение некоторой… неэффективности, если позволите так выразиться.
Например, часто встречалась практика заучивания материала без понимания его сути. Это порождало иллюзию знания, но не давало возможности применять полученные навыки в реальных ситуациях. Ученикам ставили задачу – выучить формулу, запомнить историческую дату, пересказать текст по памяти. Но редко спрашивали: ‘А зачем это нужно? Как это можно использовать?’ В результате получали людей с обширным багажом фактов, но не способных к анализу и решению проблем.
Другой пример – чрезмерное внимание к формальным критериям оценки. Оценка часто становилась самоцелью, а не индикатором прогресса в обучении. Ученики учились ‘под оценку’, стремясь получить высокую отметку любой ценой, даже если это означало обман или списывание. Это подрывало доверие и искажало истинную цель образования – развитие личности и подготовку к жизни.
И, конечно, не могу не упомянуть о недостаточном внимании к индивидуальным особенностям учеников. Всех пытались ‘подвести под одну гребенку’, игнорируя различия в способностях, интересах и темпах обучения. Это приводило к тому, что некоторые ученики чувствовали себя неуспешными, несмотря на свои усилия, а другие – скучали от однообразия и отсутствия вызова.
Эти ситуации не ‘раздражают’ в привычном смысле слова. Они скорее заставляют задуматься о том, как можно сделать образовательный процесс более эффективным, гуманным и ориентированным на развитие личности каждого ученика.