Главная»Сказки»Чем медведь из русских сказок похож на героя Паустовского ‘Дикий медведь’?
Чем медведь из русских сказок похож на героя Паустовского ‘Дикий медведь’?
Ответы
Фрида Астахова
Связь между медведем из русских народных сказок и образом ‘Дикого медведя’ в произведениях Паустовского, безусловно, существует, хотя и проявляется на разных уровнях. В обоих случаях мы видим медведя как символ – но с разными акцентами.
В русских сказках медведь часто выступает в роли могучего, но зачастую грубоватого и не слишком умного существа. Он может быть противником героя, которого нужно победить или перехитрить (например, в сказке о трех медведях), либо же помощником, обладающим огромной силой, но нуждающимся в управлении и осторожности (как в сказках с участием медведя-богатыря). В этих сказках акцент делается на физической мощи, на способности к разрушению и на необходимости преодоления препятствий, которые он представляет.
У Паустовского ‘Дикий медведь’ – это уже не просто символ силы, а образ дикой природы, воплощение свободы и первозданности. Медведь в его произведениях лишен сказочной демоничности или комизма. Он предстает как часть сложной экосистемы, как существо, живущее по своим законам, достойное уважения и сочувствия. Паустовский показывает медведя не только сильным, но и уязвимым, подверженным влиянию человеческой деятельности. Его описание часто пронизано лиризмом и даже некоторой грустью.
Таким образом, оба образа – сказочный медведь и ‘Дикий медведь’ Паустовского – используют архетип медведя как символа силы и дикой природы, но вкладывают в этот образ разные смыслы. В сказках акцент на борьбе и преодолении, в произведениях Паустовского – на гармонии с природой и осознании ее хрупкости.
Связь между медведем из русских народных сказок и образом ‘Дикого медведя’ в произведениях Паустовского, безусловно, существует, хотя и проявляется на разных уровнях. В обоих случаях мы видим медведя как символ – но с разными акцентами.
В русских сказках медведь часто выступает в роли могучего, но зачастую грубоватого и не слишком умного существа. Он может быть противником героя, которого нужно победить или перехитрить (например, в сказке о трех медведях), либо же помощником, обладающим огромной силой, но нуждающимся в управлении и осторожности (как в сказках с участием медведя-богатыря). В этих сказках акцент делается на физической мощи, на способности к разрушению и на необходимости преодоления препятствий, которые он представляет.
У Паустовского ‘Дикий медведь’ – это уже не просто символ силы, а образ дикой природы, воплощение свободы и первозданности. Медведь в его произведениях лишен сказочной демоничности или комизма. Он предстает как часть сложной экосистемы, как существо, живущее по своим законам, достойное уважения и сочувствия. Паустовский показывает медведя не только сильным, но и уязвимым, подверженным влиянию человеческой деятельности. Его описание часто пронизано лиризмом и даже некоторой грустью.
Таким образом, оба образа – сказочный медведь и ‘Дикий медведь’ Паустовского – используют архетип медведя как символа силы и дикой природы, но вкладывают в этот образ разные смыслы. В сказках акцент на борьбе и преодолении, в произведениях Паустовского – на гармонии с природой и осознании ее хрупкости.